ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
(наркотики, транквилизаторы, снотворные, летучие растворители)
Внешний вид:
- ношение темных очков в помещении
- заторможенность во время беседы или чрезмерная говорливость
- следы от в/в инъекций, подкожные кровоизлияния
- специфический запах изо рта, запах одежды
Последствия:
Внешние проявления
|
Причины
|
Ухудшение успеваемости
Быстрая истощаемость с отказными реакциями
Неспособность обобщать и выделять главное
|
Снижение всех видов памяти, концентрации внимания, интеллектуальной продуктивности, умственной работоспособности
|
«Застревание» на мелочах и неудачных примерах
Плохая сообразительность и бестолковость
Поверхностность суждений и легкомысленность
«Плоский» юмор
|
Нарушения логического мышления
|
Безответственность
Снижение способности к систематическому труду
Прогулы
Гедонистические установки
|
Нарушения волевой сферы
|
Колебания настроения
Повышенная возбудимость, несдержанность
Беспокойство, тревога, страх
Безучастность, подавленность
Ипохондрия
Суицидальные тенденции
|
Эмоциональные нарушения
|
Сужение, резкое изменение круга интересов
Пренебрежение к нормам поведения и государственным законам
Циничность, сквернословие,
Жаргон, «наркоманский» сленг
Установка на нетрудовое добывание денег (воровство, выпрашивание)
Лживость, лицемерие, изворотливость
Снижение критики к своему поведению
Снижение мотивации к полезной деятельности и отказу от употребления ПАВ
|
Изменения в ценностно-мотивационной сфере
|
Неадекватность самооценки
Истеричность (демонстративность)
Обвинение в своих неудачах окружающих
Склонность к праздному образу жизни
Хамство (нарушение дистанции)
|
Личностная незрелость (инфантилизм)
|
Уходы из дома в вечернее и ночное время, исчезновение на несколько дней
Избегание общения с членами семьи
Неуважение к старшим
Конфликты
«Частная территория»
|
Поведенческие реакции (оппозиции, эмансипации, отказа, имитации, группировки, компенсации, гиперкомпенсации)
|
Замедленная или несвязанная речь
Бледность
Снижение веса тела
Изменения аппетита
Бессонница, плохое засыпание, позднее утреннее просыпание
Упадок сил, чувство утраты энергии
Нарушение координации движений
Изменение размера зрачков (опьянение, абстиненция)
|
Неврологические нарушения
|
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ НАРКОТИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Объективные (формирующиеся помимо воли и сознания и связанные с условиями жизни):
- Низкий уровень материального благосостояния семей подростков. Как следствие: девиантное поведение, желание заработать средства к существованию, слабая успеваемость в образовательных учреждениях (отставание в учебе служит объектом постоянных претензий со стороны учителей и насмешек одноклассников).
- Тяжелая морально-нравственная атмосфера в семьях подростков и по месту учебы (высокая конфликтность в семье в результате неудовлетворительного материального существования Þ ощущение неуспешности родителей в трудовой и творческой деятельности Þ упаднические настроения, депрессии, проявления насилия в домашней обстановке.
- Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия значительной части семей.
- Доступность ПАВ.
Субъективные (индивидуальные дефекты личности подростка):
- Неудачи семейного и педагогического воспитания:
- отсутствие четких установок в отношении поведения ребенка и в отношении родительских и педагогических ожиданий;
- невозможность контроля ребенка;
- чрезмерно строгие, грубые, жестокие или беспричинные наказания).
- Биологические или социально обусловленное отставание в прохождении различных жизненных этапов: нарушения в овладении знаниями, способами действия; запаздывание в формировании различных сторон личности и способов общения. Þ несоответствие ожиданиям родителей Þ эмоциональный дискомфорт:
- формирование выраженной защитной позиции и эгоцентрических тенденций Þ появление выраженных реакций протеста;
- отрицание ценностей принятых в обществе;
- формирование неустойчивой неадекватной самооценки;
- нарушение эмоционально-волевых форм реагирования Þ нарушения дисциплины;
- закрепление черт, способствующих затруднению социальной адаптации (поиск способов самоутверждения, не одобряемых обществом, Þ получение положительных эмоциональных переживаний).
- Нарушения в структуре волевого действия (нарушение функций планирования и целеполагания):
- отсутствие взвешенности «за» и «против» в выборе альтернатив Þ бездумность в принятии решений;
- неспособность пребывать длительное время в состоянии волевого напряжения Þ импульсивность, обусловленная сиюминутным желанием;
- недостаточность проявления волевых усилий при затруднениях Þ отсутствие привычки повседневного преодоления трудностей;
- преобладание примитивных тенденций как побудителя деятельности.
- Дефицит положительных эмоциональных переживаний, связанных с деятельностью Þ альтернатива: получение положительных эмоций при помощи ПАВ.
- Выбор круга общения с преобладанием личностей, склонных к противоправным действиям (незаконный оборот наркотиков).
Основная причина формирования наркозависимости в подростковом возрасте – нерешенные возрастные задачи развития:
- низкий уровень самопринятия,
- несформированная полоролевая идентичность,
- эмоциональная зависимость от родителей,
- несформированность временной перспективы и ценностных ориентаций.
Комплекс неполноценности Þ снижение инициативности и самостоятельности Þ нарушения в сфере социальной направленности личности Þ снижение уровня социально-психологической адаптации (нарушения семейных и дружеских связей, частичной или полной утраты способности учиться, вплоть до полного отказа от учебной деятельности) Þ девиантное поведение.
ПРАВИЛА, КОТОРЫХ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛО ПОДОЗРЕНИЕ В ТОМ, ЧТО ПОДРОСТОК УПОТРЕБЛЯЕТ ПАВ.
Что делать родителям
- Обсудить возникшую проблему на семейном совете.
- Поговорить с ребенком, избегая угроз и применения физических мер наказания (техники доверительного общения).
- Постараться создать доверительную обстановку – помочь ребенку рассказать о своем пристрастии к ПАВ.
- Объяснить опасность употребления ПАВ.
- Убедить в необходимости обследоваться, установить диагноз и возможные сопутствующие заболевания.
- Отвести ребенка к специалистам в области наркологии для оказания лечебной, психотерапевтической и реабилитационной помощи.
- Обеспечить постоянный контроль за поведением ребенка, постараться убедить его в необходимости быть ответственным за свое состояние здоровью (модель изменения поведения).
- Переговорить с классным руководителем, стараться найти понимание и поддержку в осуществлении вторичных и третичных профилактических мероприятий (предотвращение повторных случаев употребления ПАВ, срывов и рецидивов заболевания).
- Привлекать ребенка к различным спортивным и культурно-массовым мероприятиям.
- Быть внимательным к поведению друзей и знакомых ребенка, понимая их возможное отрицательное или положительное влияние.