Качество
подготовки учащихся к итоговой
аттестации. Проблемы и пути их решений»
Цель
педагогического совета - обозначить спектр проблем, с которыми сталкиваются
участники образовательного процесса при подготовке к ГИА и наметить пути их
решения с целью повышения качества образования.
Вопросы для рассмотрения:
1. Психологические
аспекты подготовки к ГИА.
2. Особенности
подготовки к ГИА по предметам разного цикла, проблемы и пути их решения.
3. Использование
средств интернета по подготовке к ГИА.
4.
Как подготовить детей к успешной сдаче ГИА? От чего
зависит эффективность этой работы?
5. С чего каждый из вас начинает
подготовку к ЕГЭ и ГИА?
6.
Какая система мероприятий по повышению качества
подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА действует в нашей школе?
7.
Насколько эффективно Вам помогают в этом учебные
пособия и методическая литература?
8.
Говорят ли получаемые результаты ЕГЭ и ГИА о
необходимости разработки новых подходов в обучении по предметам разного цикла?
Согласны ли вы с тем, что необходимо перестроить всю систему преподавания
своего предмета?
9. Необходимо
ли проводить информирование участников образовательного процесса с
использованием страниц сайта или достаточно личного общения?
Творческая
группа по проведению педсовета:
1. «Факторы
успешной подготовки учащихся к ГИА»- зам.директора по УВР –Шашкова М.Г.
2. «Результаты
ГИА за 3 года» - зам.директора по УВР Сальнова С.К.
3. «Использование
средств интернета по подготовке к ГИА» зам.директора по ИКТ – Шаров А.А.
4. «Психологические
аспекты подготовки учащихся к ГИА» педагог-психолог- Сычева О.Л.
5. «Особенности
подготовки учащихся к ГИА, проблемы и пути решения»-учителя предметники: Ерин
А.К., Сорочкина К.А., Остроух Л.Г., Крылова Е.Г., Романова Л.И.
Тема:
«Качество подготовки учащихся к
итоговой аттестации. Проблемы и пути их решений»
- обозначить спектр проблем, с
которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, педагоги и т.д. при
подготовке к ГИА и наметить пути их решения.Сегодня мы с вами должны ответить
на вопрос «Как успешно подготовить уч-ся к ГИА?»
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний,
навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную
деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ мы выделяем
следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на
экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному
предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой",
внутренняя настроенность на определенное поведение)
Ориентируясь на данные компоненты, к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ необходимо
отнести следующие:
- организация информационной работы по подготовки
учащихся к ЕГЭ;
- мониторинг качества образования;
- психологическая подготовка к ЕГЭ.
Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход
к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению
эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным
подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации и
учителей-предметников.
Содержание информационной деятельности ОУ по
вопросам ЕГЭ
В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ необходимо
выделить три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с
родителями.
- нормативно-правовыми документами по ЕГЭ;
- о ходе подготовки к ЕГЭ в школе, в районе и области;
2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих
вопросов:
- проведение пробных ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ;
- творческая презентация опыта по подготовки учащихся к ЕГЭ (на методической
или научной конференции в рамках школы);
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям
подготовки учащихся к ЕГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся);
- психологические особенности учащихся выпускных классов.
3) Педагогический совет "Активные формы подготовки к ГИА".
4) Направление учителей на районные и областные семинары и курсы по вопросам
ЕГЭ.
Содержание информационной работы с
учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам
Интернет).
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила
заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ЕГЭ по различным предметам.
5) стеллаж с пособиями по ЕГЭ.
- информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой
форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробноговнутришкольного ЕГЭ (декабрь).
2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители).
Мониторинг качества обученности
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по
подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности по
предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ. Напомним
определения "мониторинг" и "мониторинг качества
образования". Мониторинг–отслеживание, диагностика, прогнозирование
результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта
по данным единичного измерения (оценивания) (по:И. Ивлиева, В. Панасюк, Е.
Чернышева).Мониторинг качества образования– "следящая" и в
определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству
образования. Поэтому он одновременно есть, с одной стороны, подсистема системы
управления качеством образования, а, с другой стороны информационная система, в
которой циркулирует, собирается, обрабатывается, хранится, анализируется,
представляется (визуализируется) информация о качестве образования (по:А.И.
Субетто).
Система мероприятий по повышению качества подготовки
учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает следующие направления
деятельности:
- посещение администрацией уроков, факультативных и индивидуальных занятий.
- включение в планы работы деятельности школьных методических объединений
вопросов подготовки к ЕГЭ
- индивидуальные консультации учителей-предметников
для учащихся;
- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для
подготовки к ЕГЭ;
- введение элективных курсов, расширяющих и углубляющих программу базового
обучения;
- психологическая поддержка учащихся,
консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Мониторинг должен
включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым
учащимися в форме ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным
работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. Такую работу проводит заместитель
директора, ответственный за вопросы ЕГЭ, анализирует их, выносит на обсуждение
на административные и производственные совещания, доводит до сведения
родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на
выпускном ЕГЭ.
3. Интеллектуально-психологическая
готовность старшеклассника к ЕГЭ (Бобр В.Б.)
Единый Государственный Экзамен на сегодняшний день - это
непривычное по форме и достаточно сложное по содержанию испытание, являющееся
обязательным для выпускников школ. Практика последних лет показала, что для
успешной сдачи ЕГЭ недостаточно знания предмета и процедуры экзамена, особую
роль играет интеллектуально-психологическая готовность.
Исследователи выделяют следующие наиболее значимые в процессе сдачи ЕГЭ
следующие характеристики:
- Четкость и структурированность мышления;
- Высокая мобильность, переключаемость;
- Высокий уровень организации деятельности;
- Высокая и устойчивая работоспособность;
- Сформированность внутреннего плана действий;
- Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
Форма тестирования предполагает умение выделять существенные стороны в каждом
вопросе и отделять их от второстепенных; умение оперировать фактами и
положениями, вырванными из общего контекста. Традиционное обучение на этом, как
правило, не заостряет внимание. Напротив, акцент делается на связности
изложения, умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы.
Таким образом, сама форма ЕГЭ предъявляет особые требования к организации
мыслительной деятельности выпускника. Следовательно, интеллектуальная
готовность учащегося к ЕГЭ должна включать в себя такие качества как
эффективная умственная деятельность в непривычных условиях, анализ задания вне
зависимости от привычных схем, чувствительность к смысловым нюансам и даже
умение интуитивно определить верное направление решения или ответ, а также
владение приемами активизации восприятия и концентрации внимания.
Поэтому на уроках у каждого ученика должен складывается свой особый стиль
учебной деятельности, основанный на особенностях памяти, мышления,
работоспособности. Знание и умение учитывать эти особенности помогает
значительно облегчить подготовку к экзамену и повысить результат.
В подготовке к ГИА значительную роль играет общее
психофизическое состояние подростка, которое во многом зависит от
эмоционального настроя, уверенности в собственных силах и возможностях, а также
от умения управлять своим эмоциональным состоянием
В целом, интеллектуально-психологическая готовность
учащегося к успешной сдаче ЕГЭ была определена проявлением следующих навыков и
качеств:
- системное знание дисциплин школьного курса;
- умение анализировать задания различного характера
и преодолевать затруднения, связанные со смысловой составляющей задания;
- знание и использование присущих ученику
особенностей восприятия, запоминания и структурирования информации;
- навык планирования и управления личным временем,
самоорганизация;
- умение снять излишнее напряжение;
- владение приемами концентрации внимания и
активизации мышления.
Таким образом, подготовка старшеклассников к ЕГЭ нами рассматривается как
обеспечение развития мыслительных процессов, установление динамического
равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами ученика, помощь в
преодолении стресса, создание условий для формирования индивидуальной стратегии
деятельности выпускника на экзамене.
Решение педсовета от 01.10. 2013г № 2:
1.
Администрации
школы продолжить работу по изучению и ознакомлению участников образовательного
процесса с нормативной базой ГИА в групповой и индивидуальной форме.
2.
Администрации
школы продолжить работу по проведению мониторинга качества обученности учащихся
11 классов к ГИА. Мониторинг качества должен включать следующие параметры:
контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися на ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по
самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ.
3.
Администрации
школы включить в ВШК изучение уровня эффективности подготовки учащихся к ГИА на
уроках, факультативах и индивидуальных занятиях.
4.
Руководителям
ШМО включить в планы работы деятельности школьных методических объединений
вопросы подготовки к ГИА
5.
Учителям-предметникам
проводить индивидуальные консультации для учащихся, с привлечением ресурсов дистанционного обучения и ресурсов
Интернет для подготовки к ГИА
6.
Педагогу-психологу
провести мониторинг психологической готовности участников образовательного
процесса к ГИА.
7.
Педагогу-психологу
проводить индивидуальные консультации с целью оказания психологической
поддержки учащимся и выработки индивидуальных стратегий подготовки к ГИА.