|
![]() МУЗЕЙНАЯ И ПОИСКОВО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА МАОУ БУТУРЛИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИМЕНИ В.И.КАЗАКОВА Лупанова Оксана Сергеевна руководитель школьного историко- краеведческого музея
Школьный историко-краеведческий музей МАОУ Бутурлинской средней общеобразовательной школы имени В.И.Казакова является результатом поисково-исследовательской работы детей и взрослых, центром работы по возрождению, сохранению и развитию культурно – исторических традиций Отечества, родного края. Целью создания и деятельности школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям. Особое место в воспитательном процессе занимает история жизни и служения Родине маршала артиллерии, Героя Советского Союза Василия Ивановича Казакова. В музее хранятся личные вещи В.И. Казакова, книги, альбомы, документы. Школа сотрудничает с семьей Казаковых: организуются встречи, круглые столы, ведется переписка. В 2005 году был реализован проект «Бутурлинские чтения имени маршала артиллерии, Героя Советского Союза В.И. Казакова». Учащиеся школы, учителя, школьный музей активно участвуют в конференции. В разделе музея «Они сражались за Родину» собраны материалы об участниках Великой Отечественной войны – военные фотографии, биографические данные, воспоминания, награды участников Великой Отечественной войны, переданные в дар музею. В этой экспозиции выделяется три раздела: «Герои – земляки», в нем рассказывается о Героях Советского Союза и кавалерах 3 степени Славы, наших земляках, участниках войны. Стенд «Выпускники 1941 года», посвященный ученикам и учителям, погибшим при защите своей Родины, стенд «Великая Отечественная война 1941 -1945» с фотографиями военных лет. Рядом размещены документы и предметы военного быта солдат. Оформлены альбомы об участниках Великой Отечественной войны, исследовательские работы, презентации, экспозиции: «Солдаты Победы», «Помним. Гордимся. Чтим». На сайте школы создана Книга памяти. Школа принимала участие в проектах: «Солдаты Победы», «Бессмертный полк». Собрано более восьмидесяти фотографий прадедушек и прабабушек. Ученики находили сведения о своих родственниках на сайтах «Мемориал» и «Подвиг народа», писали сочинения «История Великой Отечественной войны в истории моей семьи». Встреча с ветеранами, тружениками тыла, участниками боевых действий заставляют детей думать о нравственном выборе человека, гражданской ответственности, патриотизме. Очень важное место в работе музея занимают группы Милосердия. За каждым классом закреплены ветераны войны и труда, которым оказывается посильная помощь со стороны детей, поздравления с праздниками, концерты. В последние годы учащиеся ведут работу по сбору материалов об истории Бутурлинской средней школы. В ходе этой работы была собрана информация и оформлены экспозиции: «Учителя – ветераны», «Трудовые университеты», «Выпускники», «Рождение школы». В экспозиции «Летопись школы» представлен материал о выпускнике №1 1937 года дипломате Костюнине Н.И.. Оформлены альбомы: «Золотые медалисты», «Серебряные медалисты», «Выпускники школы», «Учителя». Создана книга «История Бутурлинской средней школы». На сайте школы имеется страничка «Выпускники», где каждый может записать свои воспоминания о школе. Постоянно фонды музея пополняются разными экспонатами, которые появляются в результате поисковой работы, а большей частью их передают в дар музею сами ветераны. Идет пополнение фондов новыми материалами по истории школы, её выпускникам. Все эти материалы обрабатываются, исследуются, изучаются и становятся достоянием осмотра учащихся школы. Стало традицией проведения в музее встреч с интересными людьми, среди которых выпускники школы - известные люди в разных сферах деятельности. Общение с ними воспитывает у подростков уважение к профессионализму, формирует интерес к профессии. Для обеспечения преемственности в передаче ценностей от старшего поколения к младшему были организованы выставки: «Мой семейный архив», «Моя семья музею» (благотворительная акция), «Моя семейная реликвия». В музее постоянно работает группа юных экскурсоводов, которая проводит систематически экскурсии по разделам музея, как для взрослых, так и для детей. Боевые биографии, извещения - «похоронки», письма, благодарности раскрывают величие подвигов земляков в годы войны. Посещая музей, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа. Они были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может равняться, брать с них пример честного служения своей Отчизне. Тексты экскурсий обновляются по мере поступления новых экспонатов.Коллекция музея позволяет проводить экскурсионно-просветительскую деятельность для своей школы и других школ района, уроки мужества, классные часы, уроки истории и краеведения, радиопередачи. Музейные коллекции, включающие подлинные документы, воспоминания, письма, фотографии, семейные архивы, вещественные предметы, дают возможность разработать обширную тематику ученических исследовательских работ и проектов. Учащиеся по материалам школьного музея пишут исследовательские работы на школьные, районные и областные конференции. Повышается их мотивация к исследовательской деятельности, приобретается опыт выступлений. Поисковая и исследовательская деятельность формирует у ребят активную гражданскую позицию, уважительное, бережное отношение к культуре своего народа, его обычаям и традициям, историческому прошлому, помогает в воспитании настоящих патриотов Родины. Только объединив усилия школы, семьи, общественности, можно решить вопросы подрастающего поколения. В учебно- воспитательном процессе с обучающимися музей занимает определенное место как средство воспитания школьников, их интеллектуального и духовного развития .В процессе изучения истории России, родного края на базе музея создаются реальные условия не только образования, но и для воспитания, самовоспитания личности ученика. Происходит интеграция школьного и внешкольного образования через различные виды деятельности: познавательную, поисковую, исследовательскую. В неформальной обстановке экскурсий, поисковой работе, обработки материалов, других мероприятий раскрываются творческие способности детей.
Выставка "Помещение нашей школы занял госпиталь в войну" В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на территории СССР осуществлялось формирование обширной сети эвакуационных госпиталей, в которых лечились эвакуированные с фронта больные и раненные солдаты, офицеры и генералы. В начале войны перед медиками стояла проблема создания системы, при которой лечение и эвакуация составляли бы единый и неразрывный процесс. Основная работа по восстановлению здоровья бойцов и командиров Красной Армии была возложена на тыловые эвакогоспитали. Большое значение в успешной лечебной работе эвакогоспиталей лежали принципы комплексного лечения, т.е. объединения вспомогательных средств и приемов (трудотерапии, механотерапии, аэротерапии, талассотерапии, лечебного питания, лечебной физкультуры и т.д.). В результате процент возвращения больных в строй после лечения в эвакогоспиталях неуклонно увеличивался, и одновременно снижалась летальность. Бутурлинский район не остался в стороне от этих событий, с 1941 по 1944 года в нём в разное время дислоцировалось несколько эвакогоспиталей. Работе тылового госпиталя посвящена выставка «Помещение нашей школы занял госпиталь в войну». На выставке представлены фотографии, копии архивных документов, экспонаты военного время, медицинские приборы. Госпиталь был рассчитан на 200 коек. На одного раненого приходилось 3 кв. метра площади. Для эвакуации и приемки раненых и больных в госпитале имелась бригада, состоящая их двух медсестер и десяти санитарок. Ближайшая станция от госпиталя находилась на расстоянии трёх километров, а потому чтобы не задерживать ВСП, раненые и больные поступали сначала в приемник, находящийся от станции в 75-100 м, а оттуда постепенно гужевым транспортом колхоза доставляется в госпиталь. Успевали врачи, медсестры, санитарки не только лечить и ухаживать за ранеными бойцами, но и работать в огороде, который был расположен на месте стадиона и парка. Овощи были необходимы для поддержания сил выздоравливающих бойцов. Тяжелое было время, изнуряющая работа, а ведь у каждой женщины были свои малые дети, за которыми тоже был необходим уход. Работники госпиталя находили время, чтобы песней и стихами поднять настроение выздоравливающих бойцов. Концерты своими силами организовывали, праздники, приглашали ребят-школьников. А ночью, услышав рев боевых самолетов, приходилось срочно делать светомаскировку. Немецкие самолеты частенько долетали до нашего поселка, летя бомбить промышленный город Горький. «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, – отмечал Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян, – по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».
|
Copyright MyCorp © 2023 |